Санкт-Петербург

Сфера услуг: Туристический рынок Санкт-Петербурга: выживает сильнейший

Сегодня в Санкт-Петербурге функционирует около 700 туристских компаний, индустрия туризма создает порядка 63 тысяч рабочих мест.

 6 февраля президент Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Хотя закон вступит в силу лишь с 1 июля 2007 года, эксперты уже сейчас говорят о том, что новый закон ударит, главным образом, по небольшим компаниям, занимающимся предоставлением туристических услуг. Итак, как новое законодательство отразится на петербургском туристическом бизнесе и, в первую очередь, на малых компаниях?



Поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» позволят повысить ответственность туристической компаний перед клиентами, то есть туристами. Главным новшеством закона стало установление с 1 июня 2007 г финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или страховки. Размер финансовой гарантии к 1 июля 2008 года составит 10 млн рублей для операторов, отправляющих россиян за рубеж, и 500 тысяч рублей для компаний, занимающихся внутренним туризмом. С 1 июля 2007 года по 1 июля 2008 года водится так называемый «переходный период», когда турфирмы будут платить только 50% от указанных сумм. Другим условием нового законодательства является обязательное включение туроператора в единый федеральный реестр, что обусловлено прекращением с 1 января 2007 г лицензирования этого вида деятельности. Получается, кто не успел, тот опоздал…



Туристический продукт зачастую реализуют небольшие компании – турагенты, которые, по сути, являются посредниками между туроператором (тот, кто разрабатывает маршруты) и покупателем (то есть туристом). Что в таком случае ждет небольшие компании? Коснется ли новое законодательство малый туристический бизнес?

Итак, туристический агент, в отличие от туроператора, осуществляет только продвижение и реализацию туристского продукта. Взаимная ответственность туроператора и турагентства, а также ответственность каждой из сторон перед туристом определяется в соответствующих договорах – в России пока не появились регламентирующие работу турагентсва правила оказания услуг. Обеспокоенные туристические агентства уже просчитывают возможные схемы своих действий, чтобы случайно не попасть под определение туроператора, и, как следствие, под обязательство предоставлять фингарантии. Ведь если агентство, например, оказывает туристам услуги по бронированию отеля в Лондоне, то оно – агентство. А если придется докупать еще и билеты для своих туристов, то – уже туроператор. И, следовательно, обязательства у фирмы меняются.

Директор туристической фирмы «Экотур» Гергий Синин так прокомментировал введение финансовых гарантий для туристических компаний: «Мне кажется, что введение таких гарантий целесообразно, но их размер ни в коем случае нельзя делать фиксированным и одинаковым для всех. Эта сумма должна определяться в зависимости от оборота компании. Например, годовой оборот крупной компании составляет в среднем 2 миллиона долларов, а такой, как моя, – 20 миллионов рублей. Наши компании отправляют разное количество туристов, у нас абсолютно разные риски, так почему же я должен платить такую же сумму, как крупнейший туроператор России?»

Менеджер корпоративного отдела туристической компании «Пассажирсервис» Ольга Борачук предположила, что «создание единого реестра крупных туристических компаний сделает цены на путевки неоправданно высокими, а возможность участия небольших компаний в разработке маршрутов минимальной». «Да и понятно, что некоторые фирмы сделают все, чтобы попасть в заветный список: взятки никто не отменял…», - сетует менеджер туристической фирмы.

С одной стороны, с принятием закона повышается ответственность турфирмы по отношению к туристу (а значит, улучшится качество предоставляемых услуг), но с другой, - новое требование, связанное с наличием серьезных финансовых гарантий, исключает возможность участия на туристическом рынке «слабых» компаний.

Вероятно, на петербургском туристическом рынке останутся только самые сильные игроки: маленькие фирмы либо будут вынуждены прекратить свою деятельность, либо войти в состав более крупных компаний. Укрепление позиций серьезных фирм, безусловно, пойдет на пользу клиентам, то есть туристам, однако начинающие компании вряд ли останутся в выигрыше. Как участники рынка в действительности отреагируют на новый закон, станет ясно лишь летом 2007 года.

bishelp.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook