Санкт-Петербург

Проблемы кадрового обеспечения развития сферы туризма на на Северо-Западе России

Для повышения социально – экономической эффективности предприятия в условиях рыночной экономики особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом и подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма. Квалифицированные, обученные, мотивированные люди в большей степени определяют успех в бизнесе. Сегодня, как правило, побеждает тот, у кого лучше команда. Подготовка персонала имеет большое значение при управлении человеческими ресурсами, так как от этого во многом зависит результат деятельности всего предприятия. Человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, зависят от многих качественных показателей, характеризующих человека как личность и специалиста.

Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на теории, согласно которой человек рассматривается как невосполнимый ресурс. Приём на работу является необходимой частью управления персоналом. Этот процесс состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем к квалификации кандидата.
Существует множество подходов к подбору и оценке персонала. Нет универсально «хороших» и «плохих» кандидатов, есть те, кто подходят для этой организации и этой работы, и те, кто не подходят.
В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация может выяснить число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

Правильная постановка задачи при поиске персонала является фактором, предопределяющим подбор методов оценки. Эффективный отбор начинается с точной характеристики и цели работы, ее роли в организации. Необходимо разработать согласованную кадровую политику, включающую систему набора, подготовку, совершенствование и оплату кадров, а также политику отношений между администрацией и работниками.
Квалификационные требования к персоналу должны быть конкретными, чтобы сформировать четкое представление о человеке, который требуется.

Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать работника по деловым и личностным качествам. Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно, результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития. Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника.
Современный человек получил возможность выбора. Повышается не только уровень жизни общества, экономическая и политическая стабильность, но и увеличивается продолжительность свободного времени, развивается научно-технический прогресс, появляются и другие факторы, которые положительно влияют на развитие туризма. Успех работы предприятия обеспечивают сотрудники, работающие на нем. Сегодня особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта. На любом предприятии сферы обслуживания возникают вопросы о необходимости и определении численности персонала, об эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, а также вознаграждения за труд. Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом, так как ошибка обходится слишком дорого.

Гостиничный бизнес – это одна из серьезных экономических отраслей в мировом хозяйстве, которая ежегодно поставляет товары и услуги, трудоустраивает большое количество людей, обучает и помогает овладеть профессиями. Мы можем использовать богатый положительный опыт других стран, чтобы гостиничный и туристический бизнес в России стал успешным и достиг определенного высокого уровня.

Высшей целью в сфере индустрии гостеприимства является направленность на удовлетворение нужд клиента, и, как следствие, на повышение доходов предприятия. «Относись к другим так, как хотелось, чтобы отнеслись к тебе» - таким должен быть девиз каждого служащего, работающего в сфере гостеприимства. Только так возможно привлечь и удержать клиента и создать основу для подлинного процветания. Мы живем в мире, в котором все больше и больше людей хотят получить разумное соотношении цены и качества. Достойные современные гостиницы должны выгодно отличаться не только роскошным интерьером, но и качественным обслуживанием.

Предназначение туристической индустрии состоит в том, чтобы обслуживать определенные потребности общества и одновременно приносить доход.
Работа в отелях требует добросовестности, искренности, гостеприимства.
В ней нет мелочей, успех работы в отелях зависит от согласованности действий огромного количества разных людей и необходимо, чтобы эти мелочи не превратились в крупные просчеты.
Предприятия гостиничного бизнеса предлагают однотипные услуги, но у каждого предприятия свое лицо, свой микроклимат, созданный совместными усилиями всех членов рабочего коллектива. Поэтому в одном отеле может быть всегда много гостей, а в другом - при таких же условиях - гость – редкая птица. Визитной карточкой любого предприятия сферы обслуживания должна стать атмосфера тепла и радушия. Необходимо, чтобы материальное стимулирование сочеталось с искренним интересом к делу.

Тогда гости будут получать удовлетворение от пребывания под крышей отеля и будут иметь желание вернуться вновь, а служащие - удовольствие от работы.
Ведь предприятия сферы услуг работают круглые сутки и без выходных, и в этой работе задействовано множество межличностных факторов; так или иначе, но возникает множество осложнений, которые необходимо вовремя заметить и грамотно их решить. Поэтому, подбор кадров в гостиничном бизнесе занимает главенствующее место после строительных решений и оснащения помещений. Управлять отелями непременно должны грамотные специалисты, а не случайные люди. Как показывает практика, во время создания нового предприятия, инвесторами активно используются опыт и знания специалистов гостиничной индустрии, но, как только начинает функционировать отель и набирать силу, инвестор приходит к мнению, что управление отелем – сущая безделица - и административные должности занимают люди, никакого отношения к отельному бизнесу не имеющие. Инвестирование строительства отеля – это одно, а специфика управления в гостиничной индустрии - другое. Невозможно быть специалистом высокого класса во всех областях. Каждый должен заниматься своим делом.

В последнее время стало вновь модным приглашать для управления иностранных специалистов. Инвесторов не смущают баснословные гонорары, требуемые «заморскими» работниками. Однако необходимо разумно подходить к выбору кандидатов, поскольку уровень профессионализма различен и среди них. Кроме того, не всякий кандидат считает нужным учитывать российский менталитет, что наносит вред не только фирме, но и престижу нашей страны.

Именно в гостиничном бизнесе уместна фраза: «Хороший человек – профессия». Хорошие люди, преданные фирме, и работают хорошо, а скверные – плохо работают и дурно влияют на окружающих. Подбор кадров – многоэтапная, кропотливая и непрерывная работа, требующая специальных знаний и способностей. Для того чтобы подбирать грамотных специалистов, необходимо обладать талантом, который многогранен. Высокая квалификация консультанта по кадрам предполагает знания в области права, экономики, социологии и психологии. Особое внимание в гостиничной индустрии должно отводиться подбору управляющего. Так как именно в управляющем обязательно сочетание таланта, трудолюбия и образованности.

Управляющий должен быть не просто грамотным и разносторонним человеком, но терпимым и ответственным, хозяйственным и решительным, последовательным в действиях и поступках. Управляющий несет полную ответственность за работу предприятия в целом и каждого из своих служащих. Управляющий просто обязан быть лидером коллектива, должен чувствовать каждую конкретную ситуацию. Управляющий должен окружить себя хорошими специалистами, на суждения которых можно положиться и обязательно обладающими нравственными ценностями и принципами. Самая главная задача управляющего - это умение создать команду из лучших специалистов своего дела. Умение поставить перед коллективом общую задачу и наметить цели, чтобы эту задачу осуществить. Люди должны чувствовать свою причастность к общему делу. Каждый сотрудник должен быть необходимым и значимым. Ключ к стабильности рабочего коллектива - в чувстве взаимоуважения между всеми его уровнями. Управляющий ответствен за все решения, влияющие на жизнь предприятия: будь это качество управления или планы маркетинга и сбыта, главные статьи расхода или экономия ресурсов, новое законодательство или новые сотрудники.

Повседневное поддержание в должном порядке огромного числа жилых помещений требует большой ответственности и пунктуальности. Чистота и порядок - один из главнейших приоритетов в работе всех служащих предприятия. Ведь это напрямую влияет на конечную цель предприятия - удовлетворение потребностей гостя. Потребности клиента - объект постоянных забот. Знание о клиенте увеличивают возможности удовлетворить его потребности.
В гостиничном бизнесе обязателен анализ соотношения сильных и слабых сторон предприятия (сильные подчеркивают, слабые устраняют). Оценка клиентом предприятия должна быть известной, необходимо самое тесное взаимодействие между службами всего комплекса и родственных предприятий.

Все эти задачи незаметны для окружающих, но хорошо знакомы служащим гостиничного бизнеса. Плохие специалисты не в состоянии даже перечислить всего того, что должен делать хороший отель, чтобы обслужить гостя. А на серьезном предприятии, каждый служащий не только выполняет работу своего подразделения, но и стремится участвовать в жизнедеятельности всего предприятия. Этика и мораль должны стать неотъемлемым элементом гостиничного бизнеса. Здесь необходимы классические стандарты честности, законности, справедливости и сознательности. И тогда поведение сотрудников будет способствовать поднятию престижа всей индустрии гостеприимства.

Всех гостей, безотносительно к их расе, национальности, вероисповеданию и полу, в настоящем отеле принимают одинаково радушно, стремятся к поддержанию стандартов качества услуг на высоком уровне.
Для формирования репутации предприятия с самого начала нужно настраивать людей на корпоративную философию и корпоративную культуру.
При корпоративной философии каждый сотрудник четко знает
цели и ответственность предприятия: улучшать и доводить до совершенства индустрию гостеприимства в процессе эксплуатации.

Корпоративная культура выражается через то, как люди относятся друг к другу и к своей работе. Ее можно выразить одной фразой: « Вот как это делается у нас». Корпоративная культура - это общий стиль компании, ощущение, которое она передает. Эта будничность позволяет сплотить коллектив вокруг общих ценностей, создать собственный стиль.
Люди, почувствовавшие причастность к общему делу, проявляют изобретательность, решая повседневные проблемы, и совершенствуют сервис. Необходимо, чтобы каждый сотрудник стремился стать профессионалом в своей сфере, чтобы обладал абсолютной уверенностью в высшем качестве своего труда. Профессионализм начинается с внешнего вида, который должен производить впечатление общей ухоженности и аккуратности и обладать определенными свойствами характера. Лишь обучаемый человек всегда готов учиться, и открыт любой критике. Пунктуальный сотрудник никогда никого не подведет. Общительный служащий способен работать в тесном контакте с другими людьми.

Еще никто не отменял добросовестность, когда, получив задание, выполняют не за страх, а за совесть. Не ждет инициативный работник, когда работа найдет его, а сам ее ищет, проявляя заинтересованность к работе и делая основательно и до конца все, за что берется.
Все остальные качества можно развивать.

В индустрии гостеприимства в мировой практике особое внимание уделяют не только подбору кадров, но и их удержанию. Эксперты подсчитали, что замена работников обходится фирме в немалую сумму.

По статистике у успешно работающих предприятий до 80 % выручки поступает от постоянных клиентов (таковых, как правило, 20-25%), а постоянные клиенты возможны лишь при достойном сервисе и соответствующих профессиональных кадрах.
Профессионализм приятен во всех сферах деятельности человека, но это и тяжкий труд. При равных возможностях одни студенты становятся квалифицированными специалистами, а другие навсегда уходят из гостиничного бизнеса.

Подбор кадров представляет собой комплекс мероприятий, состоящих из научно – методических аспектов, организационных, кадровых, материально – технических и программных.
Таким образом, кадровая политика в условиях рынка отводит человеческой личности, ее способностям, индивидуальной неповторимости и профессиональному мастерству главное место. Только системный, научно – методически разработанный подход, позволяет быстро и качественно решать проблему подбора персонала.
 
Автор: Татьяна Щенникова
 

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook