Санкт-Петербург

Тема недели

Высокотехнологичные онлайн замки iLocks для отелей – встречайте будущее индустрии гостеприимства! В 2023 году российский разработчик и производитель электронных замков, компания iLocks, представляет революционный программно-аппаратный комплекс iLocks Online.

Размещено:

Гостиницы Петербурга: Рынок в движении

Представители петербургской туриндустрии делают основные ставки на деловой туризм и круизы, а также надеются, что в город вернется российский турист

Мы не умеем продавать Петербург

Недавно в Санкт-Петербурге состоялась презентация доклада Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC) «Российская Федерация. Влияние путешествий и туризма на рынок труда и экономику»

Петербургский рынок въездного туризма капризен, как питерская погода. Казалось бы, вожделенную планку в 3 млн гостей город взял еще в начале 2000-х годов. Но в 2005 году эксперты зафиксировали спад турпотока и теперь строят сдержанно-пессимистичные прогнозы на год текущий. 47% представителей петербургской туриндустрии недовольны итогами въездного туристского сезона 2005 года, и только 29% оценили их положительно – об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Северо-Западным отделением Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ). Среди оптимистов преобладают отели и турфирмы, специализирующиеся на деловом (в основном корпоративном) туризме, и туроператоры, принимающие круизы. Именно в этих двух сегментах наблюдался подъем. Тем не менее общее снижение объемов туристических потоков в Питер, по разным оценкам, составило в 2005 году 20-25%.

Любимые мозоли

Почему конкурентоспособность петербургского турпродукта на мировом рынке снизилась? По большому счету, ответ на этот вопрос петербургских представителей туристического рынка отличается от ответа экспертов Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), в конце марта представивших в Петербурге свой доклад «Российская Федерация. Влияние путешествий и туризма на рынок труда и экономику» (см. «Мы не умеем продавать Петербург»), лишь местными «специалитетами»: петербуржцы пеняют на легкий экономический кризис в Европе и, как следствие, отклонение потребительских интересов от туризма (однако, по данным Всемирной туристской организации, это почему-то не отразилось на других туррынках) и «черный» зарубежный пиар Петербурга как криминального города.

В традиционной уже проблеме завышенной цены турпродукта петербургских предпринимателей волнуют не столько сами суммы, сколько не вполне адекватное, а иногда и вовсе хищническое поведение партнеров. «Каждый поставщик в городе работает так, как ему удобно. Непредсказуемое повышение цен, внезапное изменение других условий – это очень серьезный наш недостаток и одна из главных проблем питерского туррынка. Никто не знает, что будет завтра. В таких условиях планирование невозможно», – с горечью говорит Елена Мальченок, исполнительный директор турфирмы «Арктур Трэвел» – компании, принимающей 70% круизных судов, заходящих в Петербург. Отметим, впрочем, что в этом направлении есть подвижки – участники рынка постепенно приходят к пониманию, что от внутренней конкуренции нужно переходить к консолидации усилий.

Еще одна «любимая мозоль» питерского турбизнеса – это транспортные проблемы города. Например, генеральный директор турфирмы «Мир» Валерий Фридман считает, что «транспорт – самое слабое место, его по-прежнему недостает. Качественный и количественный состав автопарка всегда был негативным фактором при создании комплексных программ. В городе необходимо иметь порядка 400 автобусов в сезон, причем первой категории, а мы располагаем только третьей». С Фридманом не вполне согласна Елена Мальченок: «С одной стороны, нам не хватает транспорта. А с другой – в связи с сезонностью больше и не надо. Зачем в городе большое количество автобусов, которые в „несезон“ будут простаивать?»

Круизных операторов значительно больше проблемы старения автопарка беспокоит ситуация с инфраструктурой. «Одна из основных проблем для нас – в летнее время передвигаться по городу становится гораздо сложнее. Бесконечные пробки, ремонт дорог, нарушения правил парковки. Время, которое туристы фактически затратят на проезд из одной точки в другую, рассчитать сложно. Это касается не только исторического центра, но и загородных шоссе», – жалуется менеджер по маркетингу турфирмы «Балтик Трэвел компани» Диана Зубач. С ней полностью согласна Елена Мальченок: «Организация движения транспорта в центре – для круизников первая беда. В горячие дни у нас задействовано по 200 автобусов в день, например только для одного лайнера Princess Cruises нужно 65 автобусов, а для Costa – 70».

Но дорожная инфраструктура, к сожалению, – одна из общегородских проблем, решения которой до 2008-2009 годов ожидать не приходится. Так что и туристам, и туроператорам придется потерпеть. Зато администрация города обещает, что к лету в Питере появится ориентирующая информация на улицах (отсутствие указателей на английском языке всегда причислялось к одним из серьезных недостатков питерского турпродукта).

Крамольные мысли

Но существует еще одна проблема, которую вполне можно решить, если мобилизовать административный ресурс. Настоящая катастрофа для инкаминг-операторов – проведение всевозможных городских праздников, массовых соревнований, форумов, конгрессов и т.д. Никто не возражает против того, чтобы в городе были праздники, просто их время и место проведения выбраны столь неудачно, что влекут за собой больше неприятностей, чем пользы для города в целом.

«Мы много раз были жертвой таких мероприятий. Не было никакой возможности доехать из порта до центра, – делится Елена Мальченок, – ведь никто из властей даже не подозревает, что от перекрытия города в одном месте пробка выстроится в другой его части. Буквально из-за одного бегуна тысячи туристов не попадают в Эрмитаж». Как это ни крамольно прозвучит, но и главное петербургское мероприятие 2006 года – встреча Большой восьмерки – на самом деле однозначно полезно для Петербурга как раз с имиджевой точки зрения.

Да, мало кто оспаривает благоприятное влияние саммита G-8 – все понимают, что это хороший промоушен в среднесрочной перспективе. Но директор департамента по приему и обслуживанию туристов ЗАО «Актис» Алексей Жуков уверен, что «ожидается повторение всех проблем, стоявших перед туроператорами во время празднования 300-летия Петербурга. Июнь, как всегда, – на пике, начало июля – stop sale из-за саммита. А дальше – спад. Может, не сразу, но ажиотажа не будет. Пиар, который город получит в результате этих мероприятий, сработает (или нет) только в сезоне следующего, 2007 года».

Из-за радужных маркетинговых перспектив оказывается под вопросом заход в порт Петербурга в дни саммита 21 круизного судна – задеты интересы практически всех крупных круизных компаний мира. «Если город в это время закроют для туризма, будет ли это плохо для туризма? Безусловно! А если не закроют? Куда смогут попасть эти несчастные туристы и каким образом? Ведь все будет перекрыто и недоступно. И тысячи людей, которые приехали, ничего кроме разочарования от того, что они никуда не попали, не получат. Вот это для нас на самом деле большая проблема!» – восклицает Елена Мальченок. Так Петербург вместо рекламы может заработать серьезную антирекламу. Ведь недаром среди туроператоров бытует мрачная присказка, что довольный клиент расскажет о хорошем туре пяти близким друзьям, а недовольный оповестит не менее двух десятков человек.

Туроператоров поддерживают хотельеры. Так, представитель «Рэдиссон САС Ройал Отель» считает, что «власти не должны закрывать город во время саммита и должны категорически запрещать любые конгрессы в летний период». И действительно, тот же ежегодный Петербургский экономический форум вряд ли потеряет свою значимость, если сроки его проведения сдвинуть на осень. Эта проблема достаточно легко решается на уровне правительства города. Главное, на нее надо обратить внимание. Это тот конкретный шаг, который поможет несколько улучшить питерский турпродукт.

Анализ тенденций

На основе анализа тенденций прошлого сезона можно сделать ряд существенных выводов. Так, многие представители турбизнеса отмечали перераспределение туристских потоков и рост внутреннего рынка. То есть туристов из России в городе стало больше, а иностранцев, особенно из Западной Европы, – меньше.

Алексей Жуков следующим образом обрисовывает ситуацию: «Если общее количество прибытий у нас осталось на прежнем уровне или немного возросло, то внутри потока – сильные изменения. Уменьшилось количество туристов из Германии, Франции, но увеличилось из Польши и России. В то же время наши доходы возросли на 10-15% за счет расширения работы в несезон и освоения корпоративного сектора». Частичную смену целевой группы подтверждает и исполнительный директор «Сети мини-гостиниц» Тамара Буйлова. «Реально возрос поток индивидуальных туристов и бизнесменов из регионов России, – считает она, – но он не вырос на те 30%, которых город недосчитался по иностранным туристам. Это частичная замена, та как, несмотря на 20-процентный рост внутреннего туризма, городу 10% туристов не хватило».

Эта тенденция радует тем, что свидетельствует о возрождении загубленного было в Петербурге внутреннего туризма. С другой стороны, массовый российский турист в силу своих относительно низких доходов не может оставлять в городе столько же денег, сколько иностранцы. А значит, туроператорам и хотельерам еще есть над чем работать, например брать количеством, формируя более демократические программы, и расширить предложения, соблазняя россиян на траты. Однако директор турфирмы «Ника» Леонид Флит не уверен в том, что это поможет в сезоне 2006 года. По его прогнозу, «рост туристического потока не произойдет, количество туристов по дешевым турам уменьшится».

Из очевидно положительных тенденций можно выделить расширение границ пресловутой сезонности. Об этом, в частности, говорили управляющие мини-отелями. Но и крупные гостиницы не остались в стороне. Так, по словам представителя «Гранд Отеля Европа», «основной поток туристов переориентировался с периода высокого сезона в июне на другие периоды (сентябрь – октябрь)». А директор по связям с общественностью отеля «Коринтия Невский Палас» Наталья Белик отметила, что по сравнению с 2004 годом количество индивидуальных иностранных туристов, воспользовавшихся спецпредложением отеля, зимой 2005-го увеличилось на 24%. Да и общая статистика хотельеров свидетельствует о 5-7-процентном росте числа иностранных туристов за ноябрь-декабрь 2005 года. И если четыре года назад зимой петербургские отели были заполнены только на 30%, то теперь – до 50%. Специалисты склонны считать, что это плоды инициированной более трех лет назад крупнейшими пятизвездочными отелями города маркетинговой программы «Белые дни».

Наконец, многие специалисты отмечают еще одну тенденцию – туризм в городе становится транзитным, а туристы – экскурсантами. Смещение интересов туристов сказывается на общем городском потоке: круизный туризм развивается активно, а обычные тургруппы предпочитают оставаться в Петербурге ненадолго.

«Круизный турист потребляет услуги ресторанов, музеев, транспортных компаний, но не останавливается в отелях, – констатирует управляющий отелями Herzen House и Comfort Hotel Антон Кузнецов. – От этого доходы туротрасли и города только уменьшаются».

Бытует также мнение, что круизный турист просто не имеет возможности потратить деньги в нашем городе, так как пассажир лайнера оплатил все городские экскурсии, походы в рестораны и транспортные услуги еще при покупке тура у себя в Америке или Европе. При этом все его время вне корабля расписано по минутам, он слишком заорганизован. Впрочем, с этой точкой зрения категорически не согласна Елена Мальченок: «Я считаю, что круизный турист очень выгоден городу, потому что он больше всех тратит. По своему опыту скажу: круизник покупает гораздо больше услуг, чем, например, сухопутный турист от нашего американского партнера General Tours. Его средние траты составляют порядка 200 евро в день. Потому что человек, который приехал в Петербург на один-три дня, постарается максимально все успеть: посмотреть Эрмитаж, Петергоф и Пушкин, сходить в Юсуповский дворец и Мариинский театр, попасть на экскурсию по рекам и каналам, пообедать в ресторане. То есть он задействует всю инфраструктуру туризма, включая гостиницу, потому что кушает в ресторанах отеля. И еще – какая разница городу, платит ли турист за проживание на иностранном корабле или в иностранной гостинице? Ведь почти все крупные отели Петербурга принадлежат иностранцам и именно в них селят большинство платежеспособных туристов. В общем, мысль о том, что круизный туризм городу неинтересен, в корне неправильна».

К тому же нельзя забывать, что круизные лайнеры платят большие деньги в порту города за обслуживание. Так что всплеск круизного туризма – очень хорошая тенденция для города. Генеральный директор «Балтик Трэвэл Компани» Людмила Кудрявцева мыслит оптимистично: «Для круизного туризма 2005 год в целом был позитивным. И 2006-й будет еще лучше. Ожидается рост на 10-15%. Нам удалось реализовать масштабные проекты, которые позволяют говорить, что Петербург становится модным местом для проведения серьезных мероприятий и инфраструктура города с этими задачами справляется».

Санкт-Петербург

http://www.expert.ru


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook