Санкт-Петербург

Отдых в Петербурге накрылся для иностранцев

В середине мая в Санкт-Петербурге откроется "высокий" туристский сезон, который продлится до августа-сентября. Летом иностранные туристы едут в город намного охотнее, чем зимой. Петербургу пока не удается культивировать внесезонную привычку приезжать посмотреть на достопримечательности, в отличие от ближайших соседей - Финляндии и Эстонии. Несмотря на старания городской администрации и самих туроператоров, город для большинства туристов остается не слишком уютной галереей из достопримечательностей, а не местом для комфортного отдыха.

Сегодня главным фактором, препятствующим развитию въездного туризма, является высокая стоимость всех составляющих турпакета, включая транспорт и проживание. Поэтому прогнозы туроператоров на лето-2008 весьма сдержанны: они опасаются спада и очень рассчитывают на туристов из России и СНГ. В этом сезоне отдых в Петербурге подорожал на 15-20%, по сравнению с предыдущим годом. Пенсионерам из Европы и США, чаще всего выбирающим групповые туры, поездка в бывшую имперскую столицу России больше не по карману, в связи с чем многие петербургские туристические компании переключаются на индивидуальное обслуживание.

Эта тенденция ярко проявилась в 2007 году, когда, по данным петербургского отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), компании, работающие с туристами из Европы, отметили на данном направлении 20%-ный спад. Впрочем, в РСТ тогда сделали успокаивающий для рынка и для имиджа города вывод: дополнительный приток туристов из Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Корея) позволил Петербургу избежать общего спада во въездном зарубежном туризме. Официальным итогом минувшего туристического сезона стал 10%-ный рост. Аналитики, основываясь на информации турфирм и городских отелей, заключили, что сезон "сделали" соотечественники из России и СНГ, которые гораздо активнее, чем раньше, покупали туры в Петербург.

Глядя на взлетевшие вверх цены, участники рынка вообще опасаются давать оптимистичные прогнозы. Как заявила начальник пресс-службы петербургского отделения РСТ Татьяна Деменева, в лучшем случае, итоги предстоящего сезона совпадут с результатами минувшего года. Вице-президент РСТ Сергей Корнеев высказался еще определеннее. "Рынок крайне болезненно отреагирует на очередное повышение цен. Мир большой, и чудесных мест много. Если другое направление существенно дешевле, то массовый поток уйдет туда, а не в Петербург", - говорит он.

Тем не менее, Корнеев уточняет, что если не произойдет еще более существенного подорожания инфраструктуры, то Северная столица вправе ожидать роста доходов от внутреннего туризма. По его сведениям, сейчас около половины постояльцев петербургских пятизвездочных отелей составляют россияне. Корнеев выделил несколько перспективных направлений: индивидуальные и семейные туры, так называемые туры "выходного дня", школьный туризм. По его словам, групповой туризм, который "когда-то кормил Петербург", не вернется на прежние позиции, потому что для пенсионеров наш город все-таки дороговат. В целом, по мнению Корнеева, в этом году роста не будет — при самом удачном раскладе потеря туристов из одних стран компенсируется за счет других регионов. Так, он советует снова ждать всплеска со стороны Юго-Восточной Азии, с которой постепенно налаживается транспортная связь (появились прямые рейсы "Санкт-Петербург-Пекин" и "Санкт-Петербург-Токио").

В РСТ объясняют неблагоприятную для въездного туризма ситуацию высокими ценами, отсутствием альтернативных перевозчиков с низкобюджетными тарифами (в Петербурге действует всего 3-4 таких авиакомпании по ограниченному кругу направлений) и неразвитой системой бронирования. Корнеев отметил, что до 70% туров заказывается через Интернет, а Петербург пока только осваивает этот канал продаж. "Нам не хватает нормальной инфраструктуры и сервиса… Через года-два, когда откроются новые объекты, как дорогие, так и эконом-класса, ситуация с ценами на размещение стабилизируется, появятся современные туристские программы", - уверен он. Пока же туристическим компаниям предстоит работать в сегодняшних условиях. Отельеры, в свою очередь, жалуются на то, что в "несезон", который в Петербурге длится с сентября по май, номера и в существующих гостиницах простаивают.

В компании "Анабель-Тур", располагающей собственной сетью мини-отелей, рассказали, что летом приток туристов значителен и связан с широко разрекламированным брендом "белые ночи", а зимой, даже в новогодние и рождественские каникулы, иностранных туристов в Петербурге очень мало. Отели, в основном, заполняются российскими туристами. "Примерно 70% постояльцев приезжает из других российских городов и только 30% — иностранцы", - сообщает руководитель отдела бронирования Ирина Бей.

Начальник отдела приема компании "Невские сезоны" Кирилл Соколов считает оценки РСТ несколько завышенными. "Прошлый год не дал увеличения, мы отметили улучшения только во внутреннем туризме. А в этом году, главное, чтобы не случилось спада. Любая статистика неточно отражает действительность. Не увидели, например, чтобы туристов из Азии было так уж много", - утверждает он. По его словам, стоимость всех составляющих турпакета в Петербурге выросла на 15-20%. Для российских туристов наиболее болезненными будут транспортные расходы, ведь цены на авиа- и железнодорожные билеты поднялись на те же 15-20%, отмечает он.

"На уровне города, да и страны в целом, практически ничего не делается для продвижения Петербурга. Билборды с рекламой, размещенные в Праге и Париже, - это просто смешно. Опыт Финляндии и Эстонии показывает, что рекламу давать нужно постоянно и планомерно, а у нас даже на туристических выставках город не может представить достойный стенд", - сетует Соколов.

В 2007 году на рекламу Петербурга как туристического центра из городского бюджета было выделено 150 млн руб. (на 30 млн больше, чем в 2006), из которых 45 млн руб. потратили на наружную рекламу в европейских столицах и Токио. Еще 45 млн руб. ушло на участие в выставках и организацию презентаций. Остальные средства израсходованы на выпуск буклетов, открытие туристического офиса в Праге (ноябрь 2007-го), организацию "Службы ангелов" и "Контакт-центра", а также на прием иностранных журналистов. Для сравнения, Турция ежегодно тратит на продвижение своего отдыха за рубежом $120 млн (2 млрд 880 млн руб.). Соседняя Эстония потратила на рекламу новогоднего отдыха в одном только Петербурге порядка 6 млн руб.

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook