Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Мышление в форме диалога для отельеров и властей
Гостиничный рынок Санкт-Петербурга, по мнению многих экспертов, ещё далек от насыщения. Однако его дальнейшее развитие во многом будет зависеть от наличия четкой и ясной регулятивной базы и от умения вести конструктивный разговор с органами государственной власти. Таковы лишь некоторые итоги тематической сессии «Гостиницы – прямой диалог бизнеса и власти» II Петербургского гостиничного форума, организованным Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии при поддержке ЗАО «Санкт-Петербург Экспресс» в рамках деловой программы выставки INWETEX – CIS TRAVEL MARKET.
С приветственным словом к участникам форума обратился вице-президент РСТ, директор Северо-Западного регионального отделения Союза Сергей Корнеев. Он отметил, что состояние гостиничной индустрии Санкт-Петербурга всегда вызывает повышенный интерес: во-первых, сама по себе отрасль туризма и гостеприимства в нашей стране относительно молода, во-вторых, по новым правилам она играет не более 20 лет. «Санкт-Петербург – один из лидирующих субъектов Российской Федерации в создании отелей и использовании новых технологий в гостиничном сегменте», - отметил вице-президент РСТ. Оказавшись в кризис своеобразным «островком стабильности» по сравнению с другими типами предприятий разных отраслей экономики и сферы недвижимости, сохранив финансовую и операциональную устойчивость, гостиницы города должны найти способ объединить усилия для продвижения своих интересов, в частности, при взаимодействии с органами государственной власти, заключил он.
Открывая сессию «Гостиницы – прямой диалог бизнеса и власти», её модератор, управляющий проектами ООО «Региональная гостиничная сеть» Алексей Павлович подчеркнул, что эффективное взаимодействие отелей и властей возможно исключительно в режиме диалога. Ни односторонняя директивность со стороны регулирующих органов, ни набор разрозненных предложений со стороны бизнеса, не учитывающих интересы города, не могут привести к формированию позитивных для сектора решений. Говоря о вкладе Правительства Санкт-Петербурга в развитие гостиничного бизнеса, начальник сектора развития инфраструктуры туризма Управления по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Николай Исаев отметил, что город в целом ощущает нехватку средств размещения, прежде всего, обладающих недорогим номерным фондом. «Инвесторы пока предпочитают вкладываться в гостиницы класса 4 или 5 звезд, наиболее выгодные с точки зрения окупаемости. С другой стороны, даже люксовый сегмент ещё не полностью насыщен», - полагает он. По данным КИСПа, сейчас в Санкт-Петербурге около 640 гостиниц на 28 тыс. мест. При этом каждый год вводится в строй более 1000 новых номеров. Представитель Комитета отметил, что растет популярность вложений не только в большие гостиницы, но и, например, в кемпинги, под которые город выделяет земельные участки. «Портфель заявок от инвесторов уже достаточно большой», - заверил он.
По словам Николая Исаева, Правительство Санкт-Петербурга не является прямым инвестором в гостиничной сфере: пять лет назад город расстался с последними долями в отельном бизнесе. Но роль властей остается одной из ведущих в отрасли: так, в рамках «Программы развития туризма в Санкт-Петербурге до 2016 г.» чиновники практически завершили подготовку новой концепции развития отельного бизнеса в Северной столице. Городская власть может и должна выполнять посреднические функции при разрешении споров между игроками рынка и организациями, обеспечивающими инфраструктуру бизнеса (ОАО «Ленэнерго», ГУП «Водоканал»), уверена председатель Общественного совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели.
По её словам, текущий год стал прорывным в отношениях с энергетиками. Произошедшее в начале года повышение тарифов больно ударило по малым и средним предприятиям гостиничного бизнеса: для многих из них актуальный рост тарифов на электроэнергию составил не декларируемые 15%, а от 30% до 70% и даже до 300%! Общественный совет обратился в Администрацию с просьбой пересмотреть «инвестиционную» часть тарифов, которая устанавливается региональными властями и вкладывается в обновление электросетей, и нашел там понимание и поддержку. Часть тарифной ставки была взята городом на себя, ношу бизнеса удалось облегчить.
Елена Церетели отметила ещё несколько важных моментов, касающихся взаимоотношений с поставщиками электроэнергии, которые стимулируют развитие малого отельного бизнеса именно в Санкт-Петербурге. Так, если выделенная на помещение энергомощность не превышает 15 кВт, владельцы должны согласовать подключение лишь с двумя инстанциями. А заключение типового дополнительного соглашения на энергообслуживание для малого бизнеса позволяет уменьшить пени за несвоевременную оплату и избежать штрафов при перерасходе электроэнергии, не превышающем 15%.
«Малым предприятиям, в том числе и гостиничной индустрии, не хватает информирования о существующих возможностях, - полагает председатель Общественного совета. – Например, на сайте того же Ленэнерго можно завести свой личный кабинет, чтобы посмотреть, как продвигается рассмотрение твоей заявки, или узнать, планируют ли построить подстанцию в таком-то районе. А в Доме предпринимателя еженедельно ведут прием представители энергетической отрасли, которые могут дать ценный совет по подключению к электросетям и энергопользованию. Малым предпринимателям нужно учиться использовать такие варианты».
Точку зрения предприятий коммунальной структуры на проблемы отельеров отразил заместитель директора филиала, директор по реализации подключений ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Сергей Белов. Он отметил, что необходимость крупных капиталовложений в реконструкцию сетей и закупку нового оборудования резко снижает возможности по установлению льготных тарифов для предприятий гостиничной индустрии. Ещё один проблемный, особенно для владельцев малых отелей, вопрос – невозможность подключения к водным сетям отдельного помещения: договор с «Водоканалом» имеет право заключать лишь собственник земельного участка. Пока эти вопросы не решены, конечно, можно играть с режимами водопотребления, но экономия будет не слишком существенной, полагает Сергей Белов.
Отельеры разобщены и плохо информированы о возможностях совместной работы с представителями органов власти, полагает сопредседатель клуба отелей «The Hotels Club» Елена Речиц. Рассуждая о проблемах малых отелей, она ставит вопрос ребром: нужны ли городу подобные формы гостеприимства как класс? «Если да, то давайте систематизировать подзаконные акты, чтобы каждая из сторон не могла интерпретировать законы исключительно в своих интересах», - призвала отельер.
По мнению Елены Речиц, отсутствие единого правового определения понятий «малый отель» и «мини-отель», принятых их владельцами стандартов качества оказания услуг приводит к дискредитации такой формы отельного бизнеса. «То, что малый отель – это «дом вдали от дома», не означает, что хозяева могут ходить по нему в домашних тапочках», - заметила она. Установлению новых и прозрачных правил игры должны послужить формулирование четких правовых определений, создание единой общей информационной среды (например, Интернет-портала) и возрождение рабочей группы по проблемам малых отелей. Ещё одним инструментом для решения задач малого отельного бизнеса может стать каталог предложений B2B, который будет реализован на новом сайте СЗРО РСТ www.rstnw.ru, внес предложение вице-президент РСТ Сергей Корнеев. Проблему правовых определений продолжила в своем выступлении «О классификации объектов туриндустрии в России, 2011 г.» ведущий эксперт «Тест – Санкт-Петербург» Лилия Биткулова. Она напомнила участникам форума, что, согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ», «классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения… осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном [соответствующим] федеральным органом исполнительной власти». Таким образом, Минспорттуризм делегирует тем или иным органам субъектов федерации полномочия по классификации коллективных средств размещения. Однако за два года, прошедших с момента введения этой системы, схема заработала лишь в одном (!) городе России – в Сочи. «Классификация висит в воздухе, - отмечает Лилия Биткулова. – В настоящее время субъекты федерации ведут консультации с юристами. Надеемся, что в ближайшем будущем перечень аккредитованных организаций появится в свободном доступе».
В настоящее время по инициативе ряда малых отелей Санкт-Петербурга разрабатывается проект национального стандарта классификации средств размещения, который позволил бы ввести в правовое поле множество новых категорий – от тех же самых малых отелей до мини-пансионатов. Проект включает в себя, в том числе, понятийный аппарат, требования к квалификации персонала (наличие профильного образования, профессиональных навыков) и номерам различных категорий средств размещения.
«Отдельные регионы уже предлагают сделать систему аккредитации гостиниц обязательной, - отметила Лилия Биткулова. – Но у средств размещения пока нет стимула к этому, поскольку нет привязки категории к неким преференциям и льготному налогообложению». Вопросы налогообложения и инвестирования вышли на первый план в выступлении генерального директора УК «Cronwell Management» Алексея Мусакина. Он отметил, что российское налоговое законодательство не поощряет не только инвестиции в отечественный гостиничный бизнес, но и внутренний туризм. «Почему бы не сделать налоговый вычет человеку, отдыхавшему в российском санатории или пансионате – ведь это вернется сторицей?» - задает риторический вопрос эксперт, позицию которого поддерживает Российский союз туриндустрии. Еще один возможный метод поощрения гостиничного хозяйства – эксперименты с единым налогом на вмененный доход, коэффициент которого устанавливают регионы. Пример – Бурятия, где такой коэффициент составляет всего 0,1%. Результатом внедрения такой низкой ставки стало появление в регионе 50 новых предприятий индустрии гостеприимства.
По сути, инвесторам не очень интересен отельный бизнес, констатирует Алексей Мусакин. «Во-первых, у нас из пяти лет реализации проекта два года идут согласования. Во-вторых, дорогостоящий запуск. Если в Италии, открывая отель, инвесторы берут заем под 3% на 15 лет, то у нас ровно наоборот – предлагают под 15% на три года». Генеральный директор УК «Cronwell Management» привел примеры того, как власти зарубежных стран стимулируют постройку таких средств размещения, проживать в которых туристу по карману. К примеру, если властям необходимо увеличить на своей территории количество трехзвездочных отелей определенной вместимостью, они возмещают инвесторам половину кредита на строительство. Кроме того, распространена практика увеличения размера налогообложения в зависимости от категории отеля.
О регистрации граждан в коллективных средствах размещения города рассказал заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Никифоров. По его словам, значительно возросло число отелей, использующих систему «Электронный курьер», которая позволяет регистрировать заселяющихся иностранцев в УФМС в режиме он-лайн. Если на 1 января 2011 г. таких средств размещения было около 400, то на начало октября – 487. Многие из них – как раз малые отели. Дмитрий Никифоров отметил, что до Нового года планируется ввести аналогичный режим регистрации россиян, останавливающихся в отелях Санкт-Петербурга. Основываясь на данных «Электронного курьера», представитель УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области озвучил статистику въезда в город иностранцев, зарегистрированных именно посредством данной системы. За год в её базах оказалось 719 тысяч человек. В 2011 г. чаще всего в Санкт-Петербург приезжали немцы, китайцы, итальянцы и жители США.
Отвечая на вопрос о невозможности регистрации в коллективных средствах размещения иностранных граждан, потерявших или не получивших при пересечении границы миграционную карту, Дмитрий Никифоров рассказал о планах регионального УФМС открыть новое отделение с ежедневным (кроме воскресения) режимом работы, где дубликаты миграционных карт будут выдаваться в срок до двух дней. В то же время он подчеркнул, что в УФМС и, в частности, в «Электронный курьер» должен подаваться совершенно четкий список документов, которые обязаны быть у гражданина, заселяющегося в гостиницу. «Нам не хотелось бы сейчас брать на себя функции федерального уровня, выступать с законодательными инициативами, - отметил замначальника УФМС по Санкт-Петербургу и ЛО. – На сегодняшний день наша основная задача – организовать работу по созданию единой информационной системы с пограничной службой».
Утренняя сессия II Гостиничного форума показала, что диалог отельного бизнеса и властей различного уровня не только возможен – он идет уже сейчас. Конечно, интересы деловых кругов, городской администрации и различных ведомств не идентичны. Однако направление у них должно быть общее – увеличение инвестиций в отрасль и создание максимально комфортных, доступных и разнообразных условий для гостей города, что повлечет за собой появление новых рабочих мест. Внутренним вопросам отельного бизнеса – кадровой подготовке работников гостиничной индустрии и правильному маркетингу отелей в условиях конкретных регионов – была посвящена прошедшая в формате открытой дискуссии дневная сессия форума «Как сделать действующий отель успешным и эффективным».
Опубликовано: 24 октября 2011
Просмотров: 2457
Рубрики: Гостиничный бизнес, Выставки, Новости СЗРО РСТ
Регионы: Санкт-Петербург
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
Внутренний туризм, как тренд сезона
Чего ждут иностранные туристы от Санкт‑Петербурга
Форсайт-сессия «Индустрия гостеприимства 2024»
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook