Санкт-Петербург

Туристов продолжают завлекать традиционными символами: Эрмитажем, фонтанами и матрешками

В 2009 году туриндустрия Петербурга потеряла около $300 млн выручки. Оказалось, что и власти, и бизнес оказались не готовы к изменению потребностей массового туриста.

Однако новый куратор туристической отрасли в Смольном Алексей Чичканов, назначенный в конце ноября этого года на должность председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб (КИСП), сообщает, что в 2010 году число туристов вырастет. При этом, по его данным, в этом году, как и в 2008–м, Петербург посетит примерно 4,8 млн человек. Именно Чичканов должен будет довести до конца стартовавшую в 2005 г. стратегию развития Петербурга как туристического центра, названную ‘5–5–5’. Она означает, что за 5 лет город должен войти в пятерку крупнейших европейских турцентров, принимая 5 млн туристов в год. По обещанию Чичканова, эту задачу удастся выполнить. Правда, сами турфирмы, отельеры и прочие участники туррынка высказывают большие сомнения по этому поводу, готовясь в 2010 г. к падению как количества туристов, так и выручки.

Другой турист

Девальвация рубля в начале 2009 года на 30–40%, когда заключалось основное количество сделок и формировались туристические пакеты, действительно стала стимулом для путешественников приехать на несколько дней именно в Петербург, а не в другие европейские города. По данным управления по туризму КИСП, число россиян, посетивших город, по итогам 9 месяцев 2009 г. оказалось на 10% выше, чем в прошлом году (2,3 млн человек), а иностранцев – на 12% (2,1 млн человек).

Однако турбизнес не только не выиграл на этом, но даже серьзно потерял: в погоне за дешевыми турами в город приехали не те туристы, на которых ранее ориентировались в Петербурге. К примеру, гостиничные операторы, считающие туристов по количеству ночевок, говорят о 15–30%–ном снижении в этом году. Турфирмы говорят, что турист–2009 предпочитает не только сократить время пребывания в городе, но и мало тратить.

Самой популярной услугой в этом году была простая и дешевая обзорная экскурсия на автобусе’, – рассказывает Сергей Корнеев, глава северо–западного отделения Российского союза туриндустрии. Сохранить число проданных билетов среди крупных музеев сумели лишь два: Эрмитаж и ‘Царское село’. Они сохранили рублевые цены, отвязав их от евро. Остальные крупные музеи потеряли 5–12% посетителей.

Когда нет денег

Проблема в том, что основной упор в развитии туризма в Петербурге в прошлые годы делался на более состоятельных туристов. Под них открывались довольно дорогие отели. С 2005 г. в городе появилось 68 новых отелей с 4,4 тыс. номеров. За 4 года эти показатели выросли на 12 и 19% соответственно.

По оценкам Алексея Мусакина, директора Российской гостиничной ассоциации по СПб И ЛО, в кризисный год падение доходов отелей составило 15–20%, а гендиректор гостиницы ‘Октябрьская’ Владимир Иванов говорит о 30%–ном снижении загрузки. Он отмечает, что отели этим летом спровоцировали мощный демпинг, который в 2010 г. вновь ударит по рынку. Владимир Салихов, глава ЗАО ‘Интурист СПб’, оценивает среднее падение числа организованных туристов в этом году как 20%. Гендиректор компании ‘Балтик Тревел Компани’ Людмила Кудрявцева говорит, что выручка у нее упала в этом году на 50% и на 2010 г. она смотрит мрачно.

Без дозаправки

Случившийся кризис заставляет и бизнесменов, и власти города больше обратить внимание как на туристов из среднего социального слоя, так и на новые, не освоенные направления, генерирующие турпоток.

Попытки завлечь туристов в Северную столицу не только в период белых ночей пока не увенчались успехом. Если летом туристов можно привлечь на разводку мостов или фонтаны, то, к примеру, в списке городских событий на январь 2010 г. официальные туристические сайты visit–petersburg.ru и st–petersburg.ru не показывают ни одного значимого мероприятия.

Сокращение расходов туристов в Петербурге пока не привело к появлению новых событий, мероприятий и городских брендов, внимание к которым можно выгодно продать приезжим. Туристов продолжают завлекать традиционными символами: Эрмитажем, фонтанами и матрешками.



Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook