Санкт-Петербург

Цифровизация туротрасли 2023: тренды и стартапы

7 февраля 2023 года в Москве состоялось открытое заседание Комитета Российского Союза Туриндустрии по цифровизации, инфраструктурным проектам и Комиссии РСТ по стартапам. Очная встреча в текущем году проходила впервые и собрала ведущих проактивных представителей турбизнеса России и Белоруссии. Эксперты обсудили актуальные тренды цифровизации и перспективы внедрения digital-стартапов в туристическую индустрию. Также велась онлайн-трансляция мероприятия с записью.

Леонид Мармер, член Правления РСТ, эксперт и ментор «Сколково» в сфере инноваций и цифровой трансформации, рассказал о целях и задачах Комитета на 2023 год, а также о текущем состоянии туротрасли в России относительно глобальных мировых TravelTech-тенденций: «Современные технологии развиваются очень быстро, а такие инновационные тренды как искусственный интеллект AI, интернет вещей IoT, виртуальная и дополненная реальность VR\AR, облачные технологии и большие данные, интернет 5G, блокчейн, бесконтактные биометрические решения и др. уже существенно изменяют нашу повседневную жизнь.

Вся сфера цифровых решений для индустрии туризма, транспорта, гостеприимства, традиционно называемая TravelTech, хоть и немного отстает пока, например, от технологий FinTech (финансовые решения) или EduTech (технологии для образования), тем не менее, активность этой ниши очень высока. Сейчас, когда с нашего рынка ушли зарубежные компании, российские разработчики получили мощный шанс для рывка по импортозамещению».

От лица отечественных разработчиков тему продолжил Валентин Микляев, соруководитель Комитета РСТ по цифровизации, основатель и СЕО компании Bnovo, ведущего российского разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса. Он поделился трендами туристической индустрии, среди которых ориентация на мобильный трафик, рост прямых продаж, увеличение окна бронирования и создание инструментов ценообразования на основе машинного обучения и Big Data. Кроме этого, генеральный директор Bnovo рассказал об интеграции игроков рынка с госпроектами, например, сотрудничество Bnovo с проектом Госключ от Минцифры – системой, которая позволяет физлицам вести электронный документооборот с юрлицами. Отдельно эксперт прокомментировал тренд на упрощение работы отелей с каналами продаж: «Изначально OTA пытались конкурировать друг с другом на уровне своих экстранетов и старались технологически сделать кабинет пользователя таким, чтобы отельер проводил там как можно больше времени. Затем появился такой класс IT-продуктов как менеджер каналов, пик его развития пришелся на 2015 год. Системы бронирования стали интегрироваться с Channel Manager разных разработчиков и разрешили им управлять не только тарифами и наличием номеров, но и спецпредложениями. Начиная с 2018 года Booking.com и Airbnb стали пропагандировать подход API first, когда OTA передает своему технологическому партнеру (системе управления отелем или менеджеру каналов) полный контроль и управление тарифами, работу с гостями и акциями. Bnovo была одной из немногих компаний во всем мире, реализовавших «Отчет по спросу», который Booking.com на тот момент в своем экстранете не реализовал. Пример развития этого тренда – бесшовная интеграция Channel Manager Bnovo c каналом OneTwoTrip; также мы плотно работаем над этим вопросом с «Алеан», Ostrovok.ru и MTС Travel (Bronevik.com)».

О возможностях отельной дистрибуции рассказала Дарья Кочеткова, соруководитель Комитета РСТ по цифровизации, генеральный директор B2B.Ostrovok.ru. По словам Дарьи, расширение каналов дистрибуции и кибербезопасность стали флагманскими трендами, являясь одновременно и точками роста travel-индустрии. «Гости получили доступ к огромному количеству объектов размещения, которые ранее были доступны только на иностранных агрегаторах, а туроператоры смогли начать работу с ними в чистом правовом поле. Говоря об оцифровке участников рынка, я считаю, что она неизбежна: уже созданы реестры туроператоров и вступил в силу закон об электронных путевках. Для конечного потребителя туристских услуг это новая норма и безопасность, когда все сегменты рынка соединены, оцифрованы, и есть доступ ко всей информации по туру», – прокомментировала эксперт. Среди других вызовов отрасли Дарья отметила оптимизацию стоимости электронных платежей и использование Big Data для улучшения клиентского сервиса.

Какие еще инновации необходимы отельерам и почему, рассказал Алексей Мусакин, руководитель Комитета РСТ по инфраструктурным проектам, генеральный директор компании Cronwell Development. «По степени технологической оснащенности я разделяю средства размещения на три группы: брендовые, большие и малые отели. На мой взгляд, первая боль отельеров указывает как раз на причину низкой автоматизации – это отсутствие правильной информации о существующих программных решениях. Считаю одной из ключевых задач РСТ – создание единого реестра ПО с характеристиками по каждому продукту. Вторая боль – это потребность в интеграциях с ПО, решающим вопрос внутренних коммуникаций с гостями, room service и прочее. И третий момент, это автоматизация работы отеля с персоналом, его учет и контроль. Это становится особенно актуально ввиду очевидной и прогнозируемой нехватки гостиничного персонала в ближайшие несколько лет. Получается, главный фокус поиска отельеров сегодня – это управление расходами и персоналом. На рынке OTA, PMS и Revenue-продуктов все развивается нормально, решения уже есть», – сделал акцент Алексей.

Леонид Пустов, руководитель Комиссии РСТ по стартапам, сделал обзор рынка TravelTech-проектов в России и поделился перспективными направлениями для отраслевой интеграции: «За последние 5 лет в России было основано 116 проектов сегмента TravelTech, 17 из которых появились в 2022 году. Эта цифра действительно впечатляет с учетом того, что ежегодно создаются около 30 новых стартапов. В прошлом году мы организовали два крупных мероприятия: Mitt Digital 2022, на котором было подано 119 заявок от стартапов и определены 20 финалистов, а также Travelhub Sk_Traveltech, на котором было отобрано 10 перспективных проектов. Если говорить о распределении стартапов по нишам, 40% запускаются в сфере туров и активностей, 28% – в сфере размещения. Основные бизнес-модели в сегменте туров и активностей – это маркетплейсы и контентные проекты, например, сервисы бронирования экскурсий и аудиопутеводители, а в сегменте размещения – ИТ-решения и онлайн сервисы для отельеров – онлайн-консьержи и сервисы автоматизации заселения.

По словам представителя стартап-сообщества и фаундера проекта интерактивных карт развлечений «ФанТам!» Игоря Алехина, основные проблемы стартапов в России заключаются в нехватке знаний, компетенций и инвестиций на начальной стадии работы команды, которые должны покрывать высокие зарплаты разработчиков, размер которых часто превышает 250-350 тыс. руб./ мес. 90% стартапов умирает, не найдя product market fit и не получив минимальной поддержки.


Заседание завершилось выступлением руководителя Комитета РСТ по детскому и семейному туризму Олеси Калачевой: «Туротрасли нужно создавать больше предложений для группового сегмента гостей, например, автобусные туры от 50 человек и более, это очень перспективная ветка развития для всех участников рынка. Будучи туроператором, хотелось бы получать емкую информацию о новостях из мира цифровизации индустрии, проведение мастер-классов и мастермайндов для повышения digital-компетенций». 


  источник: Bnovo

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника