Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
Туристский Петербург-2013: от хорошего пора переходить к лучшему
2013 год стал вполне удачным, хотя и не прорывным, для въездного туризма в Санкт- Петербурге. При этом спрос на «классический» турпродукт по-прежнему на порядок опережает востребованность новых объектов туристского интереса, а в списке проблем на первое место выходит транспортная инфраструктура города, которая не в состоянии обеспечить комфортное пребывание путешественников в Северной столице. Таковы краткие итоги традиционного опроса профессионалов отрасли, который провело Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии.
По данным председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Дмитрия Сачкова, количество туристов, посетивших город в 2013 г., по сравнению с предыдущим годом увеличилось примерно на 3%. Итоговая цифра, таким образом, составляет порядка 6,2 млн. российских и иностранных путешественников.
О постоянном росте транспортных потоков свидетельствует статистика аэропорта «Пулково». В 2013 г. 12,8 млн. человек воспользовались услугами петербургского авиаузла, что на 15,2% превышает показатели 2012 г. При этом в абсолютных цифрах лидируют международные воздушные линии (7 млн. пассажиров, +14,1%), а по темпам роста – внутренние (5,83 млн. человек, +16,6%). Позитивно настроено и руководство паромной компании St. Peter Line: более 700 тыс. пассажиров перевезли суда компании в 2013 г., и доля туристов из Скандинавии и Прибалтики в этом потоке продолжает расти. В планах компании – активная работа по привлечению туристов из регионов Северо-Запада и открытие офиса в Москве. В перспективе такая ориентация на внутрироссийский рынок может сыграть на руку компаниям по приему, предлагающим турпакеты по типу «Паромный круиз + остановка в Санкт-Петербурге».
С каждым годом увеличивается посещаемость ведущих музеев и музеев-заповедников Санкт-Петербурга и его пригородов. Так, Государственный Эрмитаж принял в прошлом году 2 млн. 800 тыс. туристов, 900 тыс. из которых – организованные иностранные путешественники. В числе лидирующих стран-«доноров» - США (из-за большого количества путешествующих на судах американских круизных линий), Китай, Англия и Германия. Посещаемость Русского музея в 2013 г. достигла 1 млн. 120 тыс. человек, что на 130-140 тыс. больше, чем в 2012 г. Количество посетителей на всех объектах Государственного музея- памятника «Исаакиевский собор» за прошлый год впервые превысило 3 млн. человек, что на 275 тыс. больше по сравнению с 2012 г. В конце 2013 г. в составе комплекса появился Музей камня, представлять который туристам и жителям города администрация ГМП планирует в течение 2014 г. Посещаемость может увеличить разработка турфирмами разнообразных турпакетов для партнеров с использованием тематических экскурсий музея: экскурсионных программ в вечернее время и «белые ночи», музейно- автобусных и музейно-теплоходных экскурсий, полагает первый заместитель директора ГМП «Исаакиевский собор» Наталья Коренева.
Настоящий рекорд поставил в ушедшем году Государственный музей- заповедник «Петергоф»: количество туристов здесь составило 4 млн. 893 тыс. человек, что почти на 5% превышает прошлогодние показатели. В 2014 г. посетителям представят два новых музея: «Царские потехи» на улице Правленской и «Фельдъегерский дом» в парке "Александрия".
2 млн. 221 тыс. человек посетили в 2013 г. Государственный музей-заповедник «Царское Село», что на 11% больше цифр 2012 г. В летний сезон руководство музея продлило на 2 часа время работы Екатерининского дворца и отменило ежемесячные санитарные дни, а по понедельникам дворец работал на 3 часа дольше. Как отмечает в письме директор музея-заповедника Ольга Таратынова, введенное в «Царском Селе» самостоятельное формирование турфирмами графиков через автоматизированную компьютерную систему продемонстрировало положительные результаты. Среди музейных новинок 2014 г. – открытие летом экспозиции в Ратной палате «Россия в Великой войне», а также уникального павильона «Агатовые комнаты», долгие годы находившегося на реставрации. Пожелание музея к турфирмам – не ограничиваться сверхвостребованным в высокий сезон Екатерининским дворцом, активнее использовать в программах и другие объекты.
Государственный музей-заповедник «Павловск» в прошлом году принял 1 млн. 102 тыс. человек - почти на 12% больше, чем в 2012 г. Дальнейшему росту турпотока, несомненно, посодействует открытие в Павловском парке двух отреставрированных объектов – Большого каскада и павильона «Пиль-башня», а также ряда выставок в Павловском.
Наконец, свыше 270 тыс. человек (+11,8%) посетили в прошлом году ГМЗ «Гатчина», а по отдельным направлениям деятельности музея количество туристов возросло до 23%. Этот рост, в основном, вызван активной политикой музея по организации событийных мероприятий, которая продолжится и в 2014 г.: на июль запланировано проведение 5-й «Ночи музыки в Гатчине», на август - «Ночь света» в новом формате. «В рамках совместной работы с СЗРО РСТ хотелось бы заняться формированием новых маршрутов, включающих посещение ГМЗ «Гатчина», - например, таких, когда турист начинает в Гатчине свой день, а затем движется в Павловск, Царское Село или другие пригороды», - отмечает директор музея-заповедника Елена Гладкова.
Сдержанное удовлетворение результатами прошедшего года демонстрируют и отельеры Санкт-Петербурга. Среднегодовая загрузка крупных гостиниц составила порядка 65- 70%, оставаясь при этом либо на уровне 2012 г., либо немного увеличившись (например, на 3,13% в «Новотель Санкт-Петербург»). За год на 15% увеличилась загрузка Domina Prestige St. Petersburg, однако представитель отеля Ирина Орлова объясняет это тем, что 2012 г. стал первым для отеля в Санкт-Петербурге и тогда его загрузка, конечно, была относительно невысока. Самыми «загруженными» месяцами предсказуемо стали для всей отрасли июнь-август, самими «свободными» - декабрь, январь и февраль.
Общая тенденция, которую отмечают профессионалы гостиничного бизнеса, - увеличение числа в 2013 г. иностранных постояльцев (от 3% до 8% роста). Количество гостей- россиян при этом либо остается неизменным, либо слегка падает, хотя есть и исключения: Radisson Sonya Hotel в 2012 г. принял чуть меньше 16 тыс. российских постояльцев, а в 2013 г. – уже 21 тыс.
При этом российские туристы занимают основную долю в структуре клиентов практически любой гостиницы из числа опрошенных: от 38% до 63% от числа всех гостей.
Среди зарубежных постояльцев чаще всего встречались граждане Франции, Италии, Германии, Испании и США; среди гостей с Востока лидировали китайцы и японцы; особого упоминания среди латиноамериканцев удостоились туристы из Бразилии.
Отельеры выдвигают ряд предложений, способных повысить загрузку их отелей и общее количество туристов, прибывающих в Санкт-Петербург. Директор по продажам и маркетингу «Гранд Отель Европа» Екатерина Андреева полагает, что стимулировать турпоток в Санкт-Петербург мог бы безвизовый режим на 72 часа для различных категорий туристов (не только «круизников» и транзитных авиапассажиров), полный ввод в строй нового терминала аэропорта «Пулково» и увеличение числа авиарейсов. Особенно она отмечает перспективность прямых маршрутов из Санкт-Петербурга в города США. Ирина Орлова из Domina Prestige St. Petersburg полагает, что проблему низкого сезона в городе нужно решать через проведение в этот период крупных городских мероприятий – форумов, фестивалей и спортивных событий.
Круизный туризм играет одну из ведущих ролей в формировании въездного турпотока в Санкт-Петербург из-за рубежа. По данным Комитета по развитию туризма, рост числа круизных туристов составил в прошлом году 11% по сравнению с 2012 г. «Круизные туристы прибывают из разных стран - США, Великобритании, Италии, Испании. Хочется отметить в высоком сезоне 2013 г. активизацию потоков из Германии - как на немецких, так и на итальянских судах», - говорит генеральный директор «Арктур Трэвел» Елена Мальченок.
Рост количества клиентов в 2013 г. наблюдали практически все опрошенные туроператоры. Отдельные фирмы говорят об увеличении объемов вплоть до 20%, хотя в среднем по рынку этот показатель, конечно, ниже. В качестве значимых стран- поставщиков туристов профессионалы активно упоминают Германию, Польшу и Китай.
Генеральный директор туркомпании «МИР» Валерий Фридман отдельно отмечает США и Латинскую Америку.
Из жителей СНГ в Северную столицу чаще всего едут украинцы и белорусы. Новыми растущими рынками для въезда туроператоры называют Турцию, Японию, Таиланд и даже Иран и Индию. «Как мне показалось, стало чуть больше бюджетной Восточной Европы (Румыния, Польша), - комментирует генеральный директор «Лора Тревел» Николай Уржумцев. - Из традиционных стран-поставщиков в 2013 хорошо «выстрелила» несезонная Бельгия, но это скорей случайность, а никакая не тенденция».
В России Петербург очень популярен у жителей Москвы, а также туристов из Поволжья (в частности, Казани и Самары), Зауралья и Сибири, вплоть до Владивостока. Всех их – и россиян, и иностранцев – интересует в первую очередь «классическая программа» (Эрмитаж, Петергоф, Царское Село другие объекты сопоставимого масштаба). Турфирмы, впрочем, все равно стараются расширять ассортимент. «Ежегодно наши постоянные партнеры просят разнообразить программы интерактивом или нестандартными объектами показа. Мы этому рады, и наработок по новым предложениям масса. Однако основным критерием выбора программ всегда была и будет цена, а, как правило, цена на новые объекты неконкурентна по сравнению со стандартными предложениями», - отмечает представитель туроператора «Верса» Мария Буторина.
Среди тех предложений, которые не вписываются в емкое понятие «наследия Романовых», туристы чаще всего интересуются музеем и галереями современного искусства «Эрарта», «Гранд-Макетом Россия», Кронштадтом с обновленным Морским собором, Океанариумом. Школьные группы зачастую в дополнение к классике запрашивают интерактивные программы.
По мнению Николая Уржумцева, одна из главных проблем Санкт-Петербурга как туристской дестинации – очень низкая возвратность. Вполне естественно, что в первый приезд турист хочет получить «стандартный набор», а уже впоследствии расширять его за счет индивидуализации программы. Но поскольку большинство туристов второй раз так и не приезжают в Санкт-Петербург, новые объекты показа так и остаются невостребованными.
На сегодняшний день туристская общественность Санкт-Петербурга отмечает, что одной из главных проблем, препятствующих развитию сферы туризма в нашем городе и на порядки снижающих качество обслуживания гостей (и их желание снова вернуться в Северную столицу) – это транспортная инфраструктура, которая не выдерживает потребностей туристов и горожан. «В этом сезоне были ситуации, когда туристы отъезжали от «Морского Фасада», сразу вставали в пробку, простояв в пробке более 2-х часов, разъяренные возвращались на корабль, на вечерние программы из-за невозможности преодолеть пробки ездили на метро вместе с толпами местных жителей в невыносимых условиях», - свидетельствует Елена Мальченок.
Отсутствие необходимого числа парковок и стоянок туристских автобусов (важные болевые точки – Московский, Ладожский и другие вокзалы), слабость инфраструктуры вызывают беспокойство не только туроператоров, но и музейного сообщества (ГМП «Исаакиевский собор», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина»). «Улучшение сообщения между отелем и аэропортом может способствовать увеличению числа постояльцев», - полагает представитель Radisson Sonya Hotel Анна Никишина.
Другое важное препятствие для увеличения въездного турпотока – стоимость туров: в городе по-прежнему не хватает бюджетных (3*) объектов размещения в высокий сезон; музеи, транспортные компании и учреждения общественного питания постоянно повышают цены. Замыкает тройку «антилидеров» визовая политика России – делать российскую визу для иностранца, по мнению профессионалов турбизнеса, по-прежнему долго, дорого и неудобно. А вот рост курса иностранных валют по отношению к рублю – это, безусловно, позитивный экономический фактор для принимающих туркомпаний.
Как видим, пока Санкт-Петербург по праву удерживает неофициальное звание «туристской столицы России»: недаром по итогам 2013 г. город вошел в двадцатку самых популярных мировых дестинаций по версии известного портала TripAdvisor. Но для полноценной реализации его потенциала необходима слаженная работа власти, бизнеса и общественных организаций по трем главным направлениям: улучшение городской туристской инфраструктуры, в первую очередь транспортной; взаимодействие с федеральным правительством по вопросам облегчения визового режима; продвижение Санкт-Петербурга на внутреннем и внешнем рынке с использованием современных, технологичных и эффективных методов и инструментов.
Опубликовано: 05 марта 2014
Просмотров: 2988
Рубрики: новости компаний
Регионы: Санкт-Петербург
Компании: СЗРО РСТ
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
«Намасте!» – говорит Петербург индийскому турбизнесу
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook